BMW 328 - это спортивный автомобиль, выпущенный компанией BMW в период с 1936 по 1940 год, дизайн кузова которого приписывают Петру Шимановскому, который стал начальником отдела дизайна BMW после Второй мировой войны (хотя технически автомобиль был разработан Фрицем Фидлером).

Один из наиболее успешных спортивных автомобилей своего времени. Победитель множества соревнований — кольцевых гонок и ралли. Всего до начала Второй мировой войны автомобиль принял участие в 172 международных и национальных чемпионатах, завоевав 141 победу, в том числе победа в 1000-километровой гонке Mille Miglia в 1938 и 1940 годах, британском ралли RAC в 1939 и первое место в классе 24 часа Ле-Мана.

К началу войны изготовили всего 464 автомобилей BMW 328, большинство из которых имели открытые спортивные кузова, но были и специальные варианты, которые изготавливались по заказам.

Работы по созданию спортивного родстера начались в 1935 году. Новинка должна была заменить модель BMW 319/1. Дизайн этого авто разрабатывался под руководством Петра Шимановского. Техническую часть взял на себя Фриц Фидлер. Он ввёл в эту разработку множества новых идей, которые позволили BMW 328 не раз побеждать в автогонках.

Автомобиль был впервые представлен на Международной гонке Эйфеля на трассе Нюрбургринг 14 июня 1936 года.

В 1936 году было построено всего три BMW 328. Это были гоночные автомобили, они имели облегчённый, лишённый дверных проёмов кузов и цельное ветровое стекло. Полностью оборудованные для повседневной эксплуатации автомобили стали доступны только с началом серийного производства в феврале 1937 года.

Несмотря на достаточно высокую по тем временам цену в 7400 рейхсмарок, покупатели готовы были ждать свои машины по несколько месяцев.

Начало войны приводит к приостановке выпуска автомобилей. С апреля 1936 по сентябрь 1939 года произвели всего 464 автомобиля BMW 328, включая шасси, переданные различным кузовным ателье. Небольшое количество машин было собрано из сохранившихся деталей уже в послевоенные годы.

До 1939 года по лицензии из немецких деталей автомобиль также собирался на британском заводе Frazer Nash.

Основой для модели стала платформа другого родстера – BMW 319/1. Это была А-образная стальная рама, с парой продольных труб, которые сходились в передней части и соединялись поперечинами. На этом шасси крепился каркас, выполненный из дерева, а на нем крепились металлические кузовные элементы. Из стали были выполнены только некоторые штампы – панель приборов, подкрылки, ниша запасного колеса, крылья, моторный щит и носовой обтекатель. Все остальное штамповалось из алюминия.

Такие решения позволили снизить массу до 780 кг. В те времена большинство автомобилей имели U-образную раму, но BMW 328 превосходил их характеристиками жесткости на изгиб и кручение, что благотворно сказывалось на управляемости.

История создания этого силового агрегата более чем интересна. Начало его было положено в модели 303 – туда ставился 1,2-литровый, 30-сильный мотор, располагающий нижним распредвалом, камерой сгорания цилиндрической формы. Далее, для установки на BMW 319/1, объем увеличили до 1,9 литра, а немного позже и до 2 литров – для модели BMW 326. Для BMW 328 предлагалась 4-ступенчатая механическая коробка, но синхронизаторы у нее были лишь на 3-й и 4-й передачах, так что на те экземпляры, что дошли до нас, ставятся другие, полностью синхронизированные трансмиссии. Внутри родстера водителя встречает огромный, 3-спицевый руль, занимающий едва ли не половину торпедо. Сама панель небольшая, а перед шофером расположены максимально информативные приборы.

Сиденья BMW 328 достаточно простые и без регулировок. Однако они отлично спрофилированы, хотя боковая поддержка явно недостаточная, но ее роль отчасти играют двери. Кроме того, посадка очень низкая. Перед пассажиром имеется небольшой перчаточный ящик и ручка. Рычаг КПП расположен чрезвычайно удачно, равно, как и педали.

BMW 328 – действительно эпохальный автомобиль, который после своего выпуска изменил взгляды на автомобилестроение. Неудивительно, что среди коллекционеров идут «бои» за обладание им.